Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ЭВО

 Программа Erasmus+ Европейского Союза внесла значительный вклад в коренные преобразования в сфере высшего образования Узбекистана

Таков один из выводов  проведенного исследования о влиянии проектов Erasmus+ (2015-2020) на систему высшего образования республики[1]. Более того большинством  экспертов и респондентов, участвовавших в исследовании было отмечено, что без влияния проектов Темпус и Erasmus+ достичь такой стремительной модернизации высшего образования в Узбекистане за 2017-2020 годы вряд ли бы удалось достичь, и в особенности в отношении внедрения новых, и зачастую, инновационных направлений образования, усиления процесса интернационализации, а также повсеместного перехода на кредитно-модульную систем .
 
По последним данным Министерства высшего и среднего специального образования, на конец 2020/2021 учебного года уже 46 вузов перешли полностью на кредитно-модульную систему на основе  ECTS[2], которой пользуются более 50 стран Европы в рамках Болонского процесса, а также все страны, заинтересованные во вхождении в данный процесс. Важно отметить, что кредитно-модульная система облегчает  мобильность студентов,  способствуя признанию периодов обучения за рубежом и полученных дипломов.
 
В результате проведенного исследования был сформирован целый ряд выводов и рекомендаций как по развитию будущей программы Erasmus+, так и по оценке влияния проектов Темпус и Erasmus+ на развитие и модернизацию высшего образования Республики Узбекистан. Для всех тех, кто работает в сфере высшего образования или заинтересован в ее развитии, будут полезны выводы, сделанные по итогам исследования, описанные вызовы и разработанные рекомендации, которые представлены в отчете согласно изучению уровней влияния программы и проектов: национальному, институциональному и индивидуальному. 
 
Особый интерес читателей вызовет заключительная часть исследования с описанием реформ 2017-2020 годов в сфере политики и экономики, высшего образования, науки и инноваций, в сельском хозяйстве и в здравоохранении, а также разработанные в соответствии с ними наиболее актуальные темы для будущих проектов в рамках предстоящих конкурсов на заявки осенью 2021 года.
 
Интенсивно модернизируемая система высшего образования многократно повысила актуальность и немаловажную роль международного сотрудничества
 
Для системы высшего образования Узбекистана 2017-2020 годы стали периодом коренных преобразований и принятия важных решений по улучшению качества высшего образования, что усилило роль процесса интернационализации в целом. Одну из важных ветвей международного сотрудничества вузов республики  составляет программа Erasmus+, в которой на сегодняшний день задействованы в общей сложности 65 вузов из всех регионов республики. Программа Erasmus+ является одним из ключевых направлений сотрудничества не только с европейскими университетами, но и с вузами стран СНГ, включая Центральноазиатские государства, и другие регионы мира.
 
Благодаря сотрудничеству в рамках Темпус (1994-2014)  и Erasmus+ (2014-2020), высшие учебные заведения Узбекистана смогли намного приумножить богатый опыт сотрудничества с европейскими университетами и вузами соседних стран, разработать ряд совместных магистерских программ, создать совместные факультеты и уникальные научные лаборатории, что оказало весомое воздействие на повышение их международного признания и рейтинга.
 
Актуальность программы Erasmus+, её многообразная деятельность и возможности для долгосрочного сотрудничества созвучны и служат реализации целей, обозначенных в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, а также в Законе об образовании и Законе о науке. Внедренные в рамках совместных проектов передовые технологии преподавания, созданные образовательные платформы, доступ к образовательным ресурсам европейских университетов послужили весомым подспорьем при переходе всей системы образования на онлайн формат в связи с пандемией, начавшейся в 2020 году. Виртуальная мобильность и комбинированная мобильность дали возможность продолжить повышение квалификации преподавателей, участие в совместных публикациях и совместную научную работу исследователям в университетах страны.
 
Исходя из стратегических целей развития системы высшего образования республики, возможности программы Erasmus+ использовались в повышении качества подготовки креативно и системно мыслящих высококвалифицированных кадров, в усилении инвестиционной привлекательности системы высшего образования.
 
Большим подспорьем в решении задач по открытию филиалов престижных зарубежных университетов в стране, по созданию совместных международных факультетов и магистерских программ в Узбекистане, преподаванию предметов на английском языке стали устойчивые партнерства и связи, установившиеся в рамках программ  Европейского Союза. Интернационализация образования привела к тому, что в ряде регионов появились новые вузы и филиалы международных университетов, управленческая команда которых состоит из людей, имеющих опыт сотрудничества с европейскими партнерами в рамках проектов Темпус и Erasmus+.
 
Важное значение для модернизации высшего образования и усиления научного и инновационного потенциала вузов Республики Узбекистан было приобретение целого ряда уникального лабораторного оборудования и создание на их базе  учебных лабораторий, что привело к усиление научно-исследовательской деятельности.
 
В декабре 2020 года была начата национальная инициатива по созданию в вузах Узбекистана центров инкубации и акселерации стартапов и инновационных предприятий. Так, в Бухарском государственном университете и Ташкентском государственном экономическом университете информационно-методические материалы проектов UNIWORK и MIND стали основой для создания таких центров. Также, некоторые участники отметили факт того, что эти проекты значительно усилили инновационный и научный потенциал участвующих вузов за счет значительного усиления связей с работодателями и внедрения культуры студенческих стартапов, которые в свою очередь обусловили эффект мультипликации - теперь во всех вузах Узбекистана создаются виртуальные факультеты, стартапы и центры инкубаций и акселераций.
 
Особо отмеченов влияние проектов Erasmus+ в продвижении идей инновационности, в том числе важности роли вузов в процессе создания региональных инновационных кластеров и участия предпринимателей и индустрии как равноценных партнеров в так называемом "треугольнике инноваций", где вузы, наука, бизнес, производство и местное сообщество являются активными участниками разработок и внедрения инноваций. Учебные поездки в европейские университеты и ознакомление с их технопарками, кластерами, бизнес-инкубаторами и центрами акселерации стартапов, а в некоторых случаях прохождение практики в этих учреждениях, несомненно усилили инновационный потенциал  вузов  республики.  
 
Новая программа Erasmus+ на  2021-2027 годы
 
25 марта 2021 года Европейская Комиссия приняла первую годовую рабочую программу Erasmus+ на 2021-2027 гг. Бюджет программы составляет 26,2 миллиардов евро (для  сравнения с 2014-2020 гг. - 14,7 миллиардов евро),  и дополнен примерно 2,2 миллиардами евро из внешних инструментов ЕС. Программа будет еще более инклюзивной, и поддерживать переход к «зеленым» и цифровым технологиям. Erasmus+ также будет поддерживать устойчивость систем образования и обучения во время пандемии.
Новая программа Erasmus+ (2021-2027) намного расширит возможности для обучения за границей, стажировок, прохождения производственной практики и обмена академическим персоналом во всех областях образования, обучения и поддержки молодежи.
 
 
 
________________________________________
[1] http://www.erasmusplus.uz/images/shared/file/NIS_RU_%20for%20printing.pdf
[2] European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS) https://ec.europa.eu/education/resources-and-tools/european-credit-transfer-and-accumulation-system-ects_en