ТЕМПУС - одна из программ Европейского Союза, действовавшая в период с 2007 по 2013 годы, направленная на поддержку процессов модернизации высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья через реализацию проектов межвузовского сотрудничества. В настоящее время Конкурсы проектных предложений Темпус больше не объявляются (поскольку данная программа в 2014 году была заменена программой Erasmus+), однако, проекты, отобранные для финансирования в период с 2012 года, все еще действуют.
В рамках проектов ТЕМПУС поддерживаются консорциумы, состоящие, в основном, из ВУЗов или их объединений, а также неакадемических партнеров.
Первая фаза программы ТЕМПУС (Trans-European mobility programme for university studies – Tранс-Европейская программа мобильности для университетов) была объявлена в 1990 году, в качестве ответа на вызовы и потребности модернизации сектора высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы: Польше, Венгрии и Чехословакии (а позднее – Болгарии, Румынии, Югославии, Латвии, Литве, Эстонии, Словении и Албании).
Следующий этап программы, известный как ТЕМПУС II, начался в 1994 году. В период его действия странами-партнерами ТЕМПУС стали Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Армения, Азербайджан, Грузия и Монголия, а позже – Босния и Герцоговина, Македония, Туркменистан и Таджикистан.
В 2000 году программа вступила в свою следующую фазу - ТЕМПУС III. В общей сложности за период с 1990 по 2006 год в рамках программы ТЕМПУС было профинансировано 6500 проектов, в реализацию которых были вовлечены 2000 университетов из Европы и стран-партнеров.
В период с 2007 по 2013 годы действовал четвертый этап программы - ТЕМПУС IV. При создании его концепции были учтены результаты и извлечены уроки из предыдущих этапов, например, деление программных приоритетов на «национальные» и «региональные».
В основе Совместных проектов – многосторонние партнерства университетов ЕС и стран-партнеров. Основная цель Совместных проектов – обмен знаниями и опытом между европейскими высшими учебными заведениями и учебными заведениями стран-партнеров, в отдельных случаях и между учебными заведениями стран-партнеров. Совместные проекты реализуются на институциональном уровне. Они направлены на разработку образовательных программ, совершенствование управления ВУЗами и решение других вопросов, актуальных для системы высшего образования и общества.
Структурные меры призваны содействовать реформированию как самих учебных заведений, так и систем высшего образования стран-партнеров. Они могут быть направлены на решение проблем, связанных с модернизацией структур и систем управления (квалификационные рамки, обеспечение качества и т.д.) и укрепление связей высшего образования и общества.
К ним относится деятельность, связанная с распространением и информационной поддержкой, включая конференции, аналитические исследования, обмен успешным опытом, консультации и другие мероприятия.